Мои интересы и увлечения

Очень часто, читая информацию о ком-то, я получаю лишь сухие факты: «родился-учился-работал…».

А мне всегда было интересно узнать немного больше – какая музыка нравится тому или иному человеку, какие фильмы он смотрит, что читает?

Поэтому я решил поделиться с вами тем, какие фильмы я люблю, какую музыку слушаю, что читаю. Мне кажется, это даст вам более полное представление обо мне.

В результате получилась отдельно краткая биография, и более развернутый текст, что называется, «между строк».

МУЗЫКА

Всё, что связано с музыкой 70-х в Америке – это моя музыка. Я её люблю и знаю… Я понимаю, что сейчас выгляжу, как старпёр, но, тем не менее, это моя музыка. И в первую очередь я хотел бы выделить группу The Knack. Из-за неё надо мной смеётся моя жена, поскольку каждый раз, как мы приезжаем в Америку, я обязательно покупаю диск этой группы, потому что то друзья забирают его и не возвращают, то он переиздается с какими-то бонусами. Из The Knack в своё время хотели сделать вторых «Битлз». Даже обложка их первого альбома выглядела так же, как обложка первого диска The Beatles. И у The Knack был сенсационный успех, когда в 1979 году песни этих парней заняли в Америке первые места во всех чартах. Особенно мне нравится «My Sharona». Я не могу логично объяснить, почему, но, мне кажется, что для меня эта группа стала каким-то пиковым (этапным) моментом в моей жизни. У нас в стране она была малоизвестна, и для меня было большим удивлением, когда я где-то в конце 90-х разговаривал с Гребенщиковым, и он спросил о моих музыкальных вкусах… Я ответил, что люблю The Knack и добавил при этом, что он, наверное, такой группы не знает. На что Боря ответил: ты что смеешься? Как это можно не знать? А «My Sharona»?.. То есть, действительно, об этой группе знают те, кто что-то в этом понимает. И все песни на их первом альбоме «Get the Knack» я считаю гениальными, с фантастическим драйвом и виртуозным исполнением! Второго такого диска, где была бы такая энергетика, я просто не знаю.

После The Knack я любил и до сих люблю Blondie в лице Дебби Харри. В 2008 году они приезжали в Москву, и мы с женой ходили на концерт, на котором получили огромное удовольствие!

А из фаворитов, которых все знают, у меня есть Pink Floyd, которых я любил всегда, и Дэвид Гилмор для меня всю жизнь является кумиром. Я считаю, что так, как играет он, не играет больше никто. Интересно, что после распада Pink Floyd Гилмор и Роджер Уотерс по сути играют одни и те же песни. И я был на концертах и Гилмора, и Уотерса. И вот то, как играет Гилмор – это никак не сравнить с тем, что делает Уотерс… Вроде бы всё одно и то же: оба великолепные музыканты, зажимают одни и те же струны, берут одни те же аккорды… Но при этом ощущения, которые получаешь от музыки одного и от музыки другого – земля и небо. И это то, что, я считаю, выделяет любого гениального человека – всё то же самое, но всё абсолютно по-другому.

Следующие – это AC/DC. Помню, как мы трясущимися руками брали у моего одноклассника их пластинку 1979 года «Highway to Hell», приносили её домой и переписывали… Мне хочется верить, что в Москве AC/DC стали известны после того, как мы эту пластинку переписали в огромных количествах и в своей школе, и в соседних. Я считаю их великолепными музыкантами. Причём, мне даже тогда казалось, что у них такая простая, дубовая, примитивная музыка… Я даже этого немного стеснялся. Но, тем не менее, мне было безумно приятно, что мы стали фанатами AC/DC еще задолго до того, как они обрели всемирную известность.

Про «Битлз» я молчу… Вообще у Тарантино в режиссёрской версии «Криминального чтива» есть такой момент, когда героиня Турман в разговоре с Траволтой делит людей на Elvis-people и Beatles-people… Вот я абсолютно точно отношусь к Beatles-people. Я люблю их с детства. Мой любимейший альбом – это «Love», вышедший в 2006 году, где Джордж Мартин вместе со своим сыном отреставрировал в студии все записи и смикшировал их таким образом, что ты иногда слушаешь старые песни, но при этом их не узнаёшь, поскольку в них появляется что-то из других песен. Но это сделано с такой любовью, с такой заботой о группе!.. И, я помню, Ринго Старр даже признавал этот альбом новым альбомом «Битлз», продажи которого, кстати, тоже зашкаливали. Они, например, взяли первую демо-версию песни Харрисона «While My Guitar Gently Weeps», которую он в своё время спел с какими-то абсолютно нелепыми словами. И Мартин пошел на риск – собрал классических музыкантов и дописал музыку к этой песни… Получилось просто до мурашек. И когда ты слушаешь «Битлз» на современной аппаратуре, со звуком, разложенным на пять или более колонок, то в таком качестве это производит неизгладимое впечатление. Если они выпустят второй подобный диск, то я буду первым, кто будет стоять в очереди, чтобы купить его.

Еще есть потрясающая группа, которая называется «Fleetwood Mac». Она тоже из 70-х. Если я не ошибаюсь, то как раз в том самом 1979 году, когда «My Sharona» занимала в чартах первое место, их песня «Tusk» была на втором. И где-то в году 1997 тот самый парень, который стал прообразом героя в «Generation «П», дал мне посмотреть видео их концерта «The Dance». И я был в шоке от нескольких песен… В частности, они спели «Tusk» с каким-то огромным количеством музыкантов, когда на сцену вышел огромный барабанный оркестр, поскольку в этой песни барабанная партия была главной. Потрясающий концерт! Один из моих самых любимых.

Что касается современных исполнителей, то я недавно купил диск с австралийским концертом Pink«Pink: Live in Australia». Она там поет «Bohemian Rapsody»… И когда я поставил её Ване Маураху, он сказал, что за последние 15 лет его ничто так не впечатляло из музыки, как «Пинк» с «Богемской рапсодией».

8

Из наших исполнителей я очень люблю Бориса Гребенщикова. Я считаю его гениальным человеком, и практически всё его раннее творчество мне нравится безоговорочно. Например, я очень люблю его песню «Под небом голубым». Как-то вечером, это было в конце 90-х, вместе с Борей и Димой Дибровым мы сидели у кого-то в гостях, а потом просто решили пойти прогуляться… А Боря не любит двух вещей: он не любит, когда его просят что-то спеть, и он не очень любит петь вот эту самую песню. Но когда мы гуляли, он вдруг просто сел на бордюр возле Кремля, рядом с въездом на Спасские ворота, взял гитару и спел её. И это было просто потрясающе! На фото выше мы с ним сфотографированы за несколько минут до этого момента.

Следующие в этом списке группы «Чайф», «Воскресение»… Я вообще считаю, что Андрей Сапунов, родись он в какой-нибудь другой стране, мог бы быть великим музыкантом.

Ну, и закончить я бы хотел вот чем. Если бы мне довелось составлять хит-парад самых лучших песен, то номером один в этом хит-параде была бы песня, которая так и называется – «One» (U2). И я считаю, что в ней действительно всё – и слова, и музыка – самое лучшее. А на втором месте была бы песня Элтона Джона «Your Song».

Кино

Если меня среди ночи разбудить и спросить, есть ли у меня любимые фильмы, то я однозначно назову «День сурка» и «Связь».

«День сурка», наверное, все-таки мой самый-самый любимый фильм. Причем, он вначале был любимым исключительно потому, что там играл Билл Мюррей, которого я к тому моменту знал только по фильму «Охотники за привидениями», и относился к нему как какому-то комическому придурку… И вдруг я его увидел как великолепного актера! Я до сих пор помню в ощущениях, как я смотрел этот фильм. Я помню, сколько было времени, я помню, где я был, я помню, кто в этот момент был на кухне, я помню, как я кричал от восторга, ставил на паузу, прибегал на кухню и говорил о том, как это здорово, пошли смотреть вместе и т.д. Причём, у меня заранее к этому фильму было какое-то хорошее отношение, потому что мой коллега и мой друг Иван Маурах на одном из тренингов хорошо отозвался об этом фильме. Уже потом, когда несколько дней спустя я рассказывал Ване свои впечатления, он сказал, что вообще не видел этого фильма и даже не знает, что это такое. Просто слышал название и всё… И, оказывается, что на том тренинге кто-то из студентов назвал этот фильм, а Ваня просто повторил название. И Ваня после этого случая долго этот фильм искал, нашёл, посмотрел, и он ему тоже очень сильно понравился.

Теперь почему он мне нравится. Помимо того, что там гениально играет Билл Мюррей, мне нравится сама идея. Человек попал в один и тот же день, и он в этом дне застрял, и всё что происходит, происходит не потому, что оно само происходит, а потому, что он так это воспринимает. Вначале ему кажется, что это всё какой-то дурдом, что этого не может быть… Он ведет себя грубо, высокомерно, и все его обычные привычки, его контекст, в первый момент наиболее ярко себя проявляют. Потом он начинает использовать сложившуюся ситуацию. И использовать в корыстных и эгоистичных целях. Он грабит банк, знакомится с девушкой, без труда узнает, что для неё является важным, спит с ней и т.д. Потом он явно влюбляется и для него становится важным добиться взаимности. Но, опять же, он это делает по-своему, в своём контексте: он врет, притворяется и т.д. А потом начинает сопротивляться, пытаясь покончить с собой… И уже в финале он принимает мир и свою жизнь такими, какими они есть. И вместо того, чтобы использовать людей, он начинает создавать что-то для себя, создавать другое отношение, другой настрой, потом он начинает этому радоваться, начинает помогать людям… И в итоге всё заканчивается хорошо. Понятно, что всё это похоже на голливудскую сказку, но какая-то комбинация самой идеи фильма и химии Билла Мюррея привели к потрясающему результату! Мы с женой, собственно, даже поженились второго февраля, в День сурка, специально, чтобы остаться в этом дне.

Фильм «Связь» мало кто видел, и мало кто о нём что-то слышал. Его сняли братья (тогда еще они были братьями, а не братом и сестрой) «Вачовски». Это фильм с минимальным бюджетом, но в нём великолепная режиссура, великолепная операторская работа, актерская игра, яркие, неординарные персонажи… Я от этого фильма просто в восторге, пересматриваю его регулярно, и каждый раз он производит на меня огромное впечатление. Более того, я пошел на «Матрицу» только потому, что режиссерами фильма были те же ребята, что сняли до этого «Связь».

И первую «Матрицу», кстати, тоже можно записать в разряд моих любимых фильмов – там тоже всё великолепно. Разочаровали две следующие «Матрицы», особенно третья, даже несмотря на то, что в конце третьей «Матрицы» Нео произносит главную философскую фразу всего нашего курса. Когда агент Смит говорит ему: «Твою женщину мы убили, тебя уже почти убили, всех победили, человечество уже не выживет… Просто скажи мне, зачем ты всё это делаешь?» И Нео ему отвечает: «Потому что я выбираю». А там, кстати, весь фильм, если посмотреть, пропитан какими-то философскими штучками, которые, как мне кажется, Вачовски где-то в книжках прочитали и потом использовали в фильме.

Дальше могу бесконечно говорить практически обо всех, за редчайшим исключением, фильмах братьев Коэнов, где отдельное место занимает фильм «Большой Лебовски», который я, пожалуй, мог бы назвать моим третьим самым любимым фильмом. Мне нравится Джефф Бриджес, которого я люблю ещё со времен фильма «Кинг-Конг» 1976 года, где он играл главного героя. И потом в 90-х годах он сыграл этого Лебовски… И тут комментарии излишни. Совершенно великолепный персонаж, великолепный фильм!.. Всё очень натурально и естественно, тонко, с юмором. Все наши тренеры этот фильм тоже очень любят… Я помню, как робко пришёл с этим фильмом к Ване Маураху, поскольку думал, что он его не поймёт. По этой причине мне даже стыдно было сказать, что я от этого фильма в восторге. И я сказал ему: тебе понравится, потому что это фильм про боулинг… А мы тогда как раз увлекались боулингом. И Ваня посмотрел, сразу же позвонил мне и сказал, что это гениальный фильм. И до сих пор, я думаю, Ваня считает этот фильм своим самым любимым фильмом. И мы, когда встречаемся, обязательно обмениваемся каким-то фразами из «Большого Лебовски».

И уже много лет я в восторге от другого фильма братьев Коэнов – «Фарго». Единственно, он очень грустный, как мне кажется. Главную роль там исполнила Фрэнсис МакДорманд. В 1997 году она получила «Оскар» за этот фильм в номинации Лучшая актриса. Очень грустный фильм, в заглавных титрах которого было написано, что он основан на реальных событиях. И только спустя лет десять я узнал, что это режиссеры так «прикололись» над зрителем. «После прочтения сжечь», «Старикам тут не место», «Серьезный человек» – всё это тоже отличные фильмы братьев Коэнов.

Отдельно в моей жизни стоит фильм «Общество мёртвых поэтов». Тонкий, философский фильм про молодых парней. Я его видел нереальное количество раз, и одно время мы этот фильм, как и «День сурка», показывали на тренинге. То есть, то количество раз, которое я видел «День сурка» и «Общество мертвых поэтов» просто зашкаливает. И даже когда эти фильмы показывают по телевизору, то я все равно останавливаюсь и смотрю их. Робин Уильямс в этом фильме играет учителя, который очень своеобразно доносит до парней мысль о том, что жить нужно сейчас, и по-философски смотреть на вещи. Совершенно великолепный фильм с очень трогательным финалом.

«Отчаянный» Родригеса мне тоже нравится. Очень люблю фильм «От заката до рассвета». Причем, я помню тот шок, который испытал, когда где-то на середине фильм вдруг стал другим. И несмотря на всех этих вампиров, всё там было сделано очень искусно и красиво… Понятно, что там нарочитый стёб, но я получил удовольствие. К тому же в конце они уезжают на «Порше», а это моя любимая машина, которая в финале этого фильма стала вишенкой на сливках.

«Звёздные войны» – это один из первых фильмов, которые я помню. Смотрел я его в кинотеатре вместе с мамой в 1977 году… Дело в том, что в детстве я вместе с родителями какое-то время жил в Нью-Йорке, где папа работал корреспондентом Гостелерадио. Поэтому у меня была возможность увидеть и «Кинг-Конга» и «Звёздные войны» на большом экране.

«Звёздные войны» произвели на меня совершенно неизгладимое впечатление. Это было, наверное, мое первое знакомство с тем, что есть такое искусство, как кино. Вместе со своими одноклассниками я собирал картонные карточки с фотографиями из фильма. Эти карточки продавались штук по десять, и туда еще была вложена жвачка. И у меня до сих пор есть стопки с этими карточками, которые я бережно храню. В общем, первые два фильма этой трилогии – «Звёздные войны» и «Империя наносит ответный удар» – я считаю потрясающими фильмами. Наверное, они не являются какими-то шедеврами, но так совпало, что я смотрел их в детстве, и поэтому они произвели на меню массу впечатлений.

Из этой же серии был еще старый фильм «Супермен»… Но сейчас, пересматривая его, я понимаю, что он был каким-то дурацким и нелепым, где всё криво, и Супермен летает, чуть ли не подвешенным за ниточки. Но тогда мне казалось, что это очень круто.

С большим интересом я смотрел сериал «Звёздный путь»… Капитан Кёрк, доктор Спок и все остальные герои – они всю жизнь были со мной. И какова же была наша радость (моя и тех моих одноклассников, вместе с которыми я учился в Америке), когда в 2009 году вышел фильм «Звёздный путь», на который мы с огромным удовольствием пошли. Я считаю, что из современных фильмов он качественно лучше многих других. Его создатели смогли сохранить атмосферу сериала, сохранить какие-то черты героев и сделать их действительно харизматичными и яркими. А ещё они смогли передать ту энергетику, которая была у сериала.

Литература

Ещё с детства у меня есть несколько книг, которые в меня реально въелись. Одна из них – «Белый Бим Чёрное ухо». Наверное, благодаря именно этой книге я впервые задумался о том, что люди бывают разные, и что они по-разному смотрят на вещи. И та человеческая жестокость, с которой сталкивался Бим, была настолько натуралистично описана, настолько это мной, тогда еще ребенком, было тонко и чутко воспринято, что мне изо всех сил хотелось переписать конец. И, как мне кажется, первое столкновение с жизнью, с тем, что, как вдруг оказалось, мир может быть не настолько идеален, как мне рассказывали родители, произошло у меня именно тогда, когда я читал эту книгу.

А второй моей книгой из детства были «Денискины рассказы», которые я обожал. Мне их читала мама, а теперь я с большим удовольствием читаю их моему младшему сыну, как когда-то читал старшему. И я очень хорошо помню рассказ про манную кашу, выброшенную из окна, и про «тайное, которое всегда становится явным». Видимо, моя мама очень хотела меня приучить к тому, что врать нельзя.

Потом красной нитью через мою жизнь прошел Пушкин. Причём, с ним я столкнулся в каком-то очень странном контексте. Всё в том же Нью-Йорке папа купил изданный на русском языке томик Пушкина, в котором были разные произведения и, в частности, были произведения, которые у нас никогда не печатались. И, кстати, я до сих пор так окончательно и не понял: он писал эти стихи или не он… Там были какие-то грубые похотливые рассказы, очень искренние, которые на меня, тогда еще шестиклассника, произвели огромное впечатление. И потом, когда мы уже вернулись в Москву, этот томик перечитали все мои друзья. Многие говорили, что это вообще не Пушкин, что такого быть не может… А некоторые говорили, что это и есть настоящий Пушкин. И с тех пор, когда я читал все остальные его произведения, я смотрел на них сквозь призму того, что «а я-то этого парня знаю другим, а ведь он может еще и не так писать».

Следующая книга, которая произвела на меня впечатление – это «Рэсси – неуловимый друг». Причём, мне даже сложно сказать произвела ли впечатление именно книга, или же её автор Евгений Велтистов, который приезжал к моему папе в Нью-Йорк. И я не знаю, может быть, Велтистов всегда возил с собой свои книжки, а может быть, мне просто повезло, что у него с собой оказалась эта книжка… В общем, он мне её подарил с надписью: «Вове, тра-та-та, чего-то там, чтобы у тебя был такой же друг и т.д.» И вот я помню, как папа тогда сказал мне: когда у тебя будет собака (а меня это очень обрадовало, потому что я понял, что собака у меня рано или поздно будет), давай ты назовёшь её Рэсси. И когда мы вернулись в Москву, я нашёл на улице щенка, которого взял к себе и назвал Рэсси. И вот когда наша Рэсси была ещё совсем маленькая, она попала под машину и сломала себе лапку. И с тех пор эта лапка у неё была всё время раненая – она плохо на неё наступала и как бы волочила за собой, из-за чего еще больше походила на Редчайшую Электронную Собаку.

Каким-то колоссально ярким пятном в моей жизни стала книга «Мастер и Маргарита», которую я перечитывал несколько раз. …Все эти полеты, любовь, Воробьёвы горы, которые для меня были абсолютно непонятны, поскольку тогда они назывались Ленинскими. И теперь, когда я живу недалеко от этих самых Воробьевых гор и периодически гуляю там, я представляю, что, наверное, где-то здесь и происходила часть этих событий…

На меня очень сильное впечатление произвело и «Собачье сердце», но я не помню, читал ли я его до того, как посмотрел фильм, или после. Но тоже было очень здорово. Отличные персонажи, сатира, коммунальные квартиры… Тогда только начали говорить о том, что у нас в стране всё было не так здорово, как нам когда-то казалось. А у меня, кстати, всегда был вопрос, который я ещё школьником частенько задавал своему папе: если в Америке все так замечательно живут, то почему говорят, что у нас в стране всё ещё лучше? А папа мне отвечал: сынок, ты просто не понимаешь, мы от Америке отстали лет на двадцать, потому что у нас была война, которая Америку не затронула, а нас затронула… И вот именно в конце 80-х я начал смотреть на это несколько по-другому и понимать, что вот как раз война к этому особого отношения и не имеет. Что это испокон веков мы так мыслили и так относились к самим себе и к жизни…

И примерно в это же время в моей жизни появились «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», над которыми я смеялся просто до колик, и тоже перечитывал по несколько раз. Я не знаю, что ещё об этих книгах можно сказать, кроме как, что это одни из моих самых любимых книг, если не самые любимые, и все персонажи вызывают только восторг. И я помню, как удивлялся тому, как же Ильф и Петров её вдвоём писали? Один диктовал, а другой писал? Или они вместе обсуждала, а потом кто-то один писал?.. Или же они были настолько единым целым, что один писал одно, другой – другое, и всё это потом без труда объединялось под одной обложкой?

Из современных авторов я могу выделить Пелевина. Причём, я не могу толком объяснить, чем он мне нравится, потому что он однообразный, и похоже на то, что он написал одну книгу, и её каким-то образом тиражирует… Даже не столько книгу, сколько одну мысль. И первая прочитанная мной книга «Generation «П» на меня особого впечатления не произвела. Она произвела намного большее впечатление, когда я познакомился с одним человеком, который, как выяснилось, являлся прототипом главного героя, поскольку учился с Пелевиным то ли в одной школе, то ли в одном классе. И после этого я её перечитал ещё раз, и только тогда уже увидел живого персонажа. И потом этот парень прошёл все наши тренинги, и мы с ним общаемся, периодически созваниваемся, он хвастается мне какими-то своими достижениями, поскольку смог разобраться со многими вредными привычками в своей жизни и на многое посмотрел по-другому… И поэтому на этот счёт у меня какой-то сюр в голове – человек, которого Пелевин описал в своей книги, прошёл наши тренинги и реально изменил свою жизнь после этого.

Из произведений Пелевина мне абсолютно точно понравилась книга «Чапаев и пустота». Я абсолютно точно согласен с мыслью, что мы всё это (всё то, что нас окружает) придумали, и каждый придумал по-своему. И мне кажется, что очень тонко в ощущениях это передано именно в «Чапаеве и пустоте».

Мне очень нравится идея книги «Омон Ра», но мне не нравится, как она написана. Но идея гениальная. Эта книга о том, как человек полетел на Луну и летел туда очень долго, а когда он туда прилетел, то оказалось, что он находится в подвалах Лубянки и что никуда он не летел, и всё это было придумано. И у нас на тренинге был кусок (в последнее время мы его редко вставляем) по поводу того, как мы придумываем реальность. А придумываем мы реальность своими словами, то есть, по большому счету, «мы не знаем, летал ли Юра»… Именно такой оборот мы используем в этом тренинге. Потому что парня посадили в ракету, потом он ничего толком не видел, но всё тряслось, потом он выглянул в иллюминатор и увидел Землю… И он абсолютно серьезно думал, что он был в космосе, летал сто восемь минут вокруг Земли… И было ли это так, или это было примерно так, как описано в «Омон Ра», никто не знает. Но Юра умер, думая, что он там был.

Из самых последних авторов мне очень нравится Акунин, потому что его книги очень легко и интересно читать, они захватывают… «Шпионский роман», «Детская книга», а также всё, что связано с Фандориным… Как он всё это может выдать в таком количестве, я не понимаю. То есть, что должно быть у человека в голове, чтобы так писать, выдумывать, творить. С какой скоростью он должен это делать… Я этим реально восхищаюсь!